
В октябре в Москве состоялось знаковое для сельхозмашиностроителей мероприятие — ХI Российский агротехнический форум. «Производство и рынок российского сельхозмашиностроения в 2024 году. Итоги и планы на будущее» — такой была ключевая тема этой встречи.
В этом году российский агропромышленный комплекс оказался в новой реальности. Высокая ключевая ставка в отечественных банках вместе с низкими доходами аграриев негативно сказались на рынке сельхозтехники. Масла в огонь добавил тот факт, что были пересмотрены условия программ господдержки производителей и сельхозорганизаций, а финансирование ряда механизмов было сокращено. По этим причинам в большинстве сегментов выпуск и отгрузка российской сельхозтехники существенно снижаются. На форуме свои варианты выхода из сложившейся ситуации предложили машиностроители, аграрии и представители органов власти.
Причины и следствия
Председательствовал на форуме президент ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин. Он и был первым докладчиком. Константин Анатольевич отметил, что в последние годы зарубежные — и в первую очередь западные — компании показали себя как ненадежные деловые партнеры. В то же время он напомнил о тех перипетиях, через которые прошло российское сельскохозяйственное машиностроение, и о том, что все сегодня несут ответственность за происходящее. Сначала отрасли пришлось пройти через кризис 90-х, потом столкнуться с кризисом 2008–2009 годов. «Страна начала стремиться в ВТО, открывать рынок. И я помню мои мысли рубежа 2008–2009 годов: я не был уверен, что наша компания выживет», — поделился Бабкин. Тогда доля отечественной техники на российском рынке составляла 24% и продолжала снижаться. С 2017 года, когда произошло повышение цен на зерно, начался рост, но в 2020-х годах мы снова столкнулись с кризисом.
Отечественная отрасль сельскохозяйственного машиностроения, по словам президента ассоциации, между тем находится в ситуации неопределенности.
Конечно, есть позитивные тенденции: за период с 2019 года сумма инвестиций в производство в отрасли превысила 38 млрд руб. Из них только компания Ростсельмаш инвестировала 18 млрд руб. При этом успехи отрасли транслируются и в другие сферы — например, в сферу образования, которой в условиях дефицита кадров предприятия просто вынуждены уделять особое внимание. Так, Ростсельмаш активно открывает учебные классы в образовательных заведениях.
«Новыми реалиями стал и отказ поставщиков поставлять компоненты. Ростсельмаш заменил шесть тысяч наименований компонентов — проведена колоссальная работа», — подчеркнул Константин Бабкин.
Но он обратил внимание и на то, что комплектующие не стали производиться в России: «Раньше мы были в зависимости от Запада, а теперь от Востока».
На примере гидродинамической трансмиссии председатель форума отметил, что стоимость производства в нашей стране в полтора раза выше, чем в Китае. Но и условия работы в России и Китае — разные. Налоговое бремя в РФ несравнимо выше.
Налоги с зарплаты (НДФЛ и социальные платежи) в Китае составляют 0% при зарплате до 67 тыс. руб. в месяц. НДС — 13%, налог на недвижимость — 1,2%. В России налог на зарплату — 43%, НДС — 20%, налог на недвижимость — 2%.
Цены на металл и электроэнергию у нас выше, причем за рубеж российский металл продается дешевле, чем на внутреннем рынке. Ситуация с процентными ставками по кредитам всем и без того известна.
В итоге производство в России выходит дороже. Высокая себестоимость компенсируется субсидиями и мерами защиты рынка, но сегодня эти меры поддержки недостаточны. Уровень защиты внутреннего рынка в стране крайне низок. Например, мы имеем такие ввозные таможенные пошлины: комбайны зерноуборочные — 5%; плуги, культиваторы, косилки, разбрасыватели удобрений — 0%; сеялки — 0–2%; опрыскиватели — 5%; тракторы для сельского хозяйства — 5–10%.
И в связи с обязательствами России перед ВТО нам нельзя увеличить ставки ввозных таможенных пошлин на комбайны и прицепную сельхозтехнику выше 5%.
Отечественная отрасль сельскохозяйственного машиностроения, по словам президента ассоциации, между тем находится в ситуации неопределенности.
Конечно, есть позитивные тенденции: за период с 2019 года сумма инвестиций в производство в отрасли превысила 38 млрд руб. Из них только компания Ростсельмаш инвестировала 18 млрд руб. При этом успехи отрасли транслируются и в другие сферы — например, в сферу образования, которой в условиях дефицита кадров предприятия просто вынуждены уделять особое внимание. Так, Ростсельмаш активно открывает учебные классы в образовательных заведениях.
«Новыми реалиями стал и отказ поставщиков поставлять компоненты. Ростсельмаш заменил шесть тысяч наименований компонентов — проведена колоссальная работа», — подчеркнул Константин Бабкин.
Но он обратил внимание и на то, что комплектующие не стали производиться в России: «Раньше мы были в зависимости от Запада, а теперь от Востока».
На примере гидродинамической трансмиссии председатель форума отметил, что стоимость производства в нашей стране в полтора раза выше, чем в Китае. Но и условия работы в России и Китае — разные. Налоговое бремя в РФ несравнимо выше.
Налоги с зарплаты (НДФЛ и социальные платежи) в Китае составляют 0% при зарплате до 67 тыс. руб. в месяц. НДС — 13%, налог на недвижимость — 1,2%. В России налог на зарплату — 43%, НДС — 20%, налог на недвижимость — 2%.
Цены на металл и электроэнергию у нас выше, причем за рубеж российский металл продается дешевле, чем на внутреннем рынке. Ситуация с процентными ставками по кредитам всем и без того известна.
В итоге производство в России выходит дороже. Высокая себестоимость компенсируется субсидиями и мерами защиты рынка, но сегодня эти меры поддержки недостаточны. Уровень защиты внутреннего рынка в стране крайне низок. Например, мы имеем такие ввозные таможенные пошлины: комбайны зерноуборочные — 5%; плуги, культиваторы, косилки, разбрасыватели удобрений — 0%; сеялки — 0–2%; опрыскиватели — 5%; тракторы для сельского хозяйства — 5–10%.
И в связи с обязательствами России перед ВТО нам нельзя увеличить ставки ввозных таможенных пошлин на комбайны и прицепную сельхозтехнику выше 5%.
Условия для роста
На форуме президент ассоциации «Росспецмаш» перечислил меры поддержки, которых сельхозмашиностроители ждут от правительства.
Прежде всего, в отрасли считают, что постановление 1432 должно финансироваться не на четверть или еще какую-то часть, а полностью. Скидка аграриям на приобретение сельхозтехники 15% — это 20 млрд руб. в год, и это не такая большая сумма для государства, уверены представители промышленности.
Еще один пункт — гранты на компоненты. «Государство говорит: “локализуйтесь, углубляйте локализацию”, а значит, производителям компонентов надо выделять похожую субсидию, миллиардов 10 в год тратить на это, — рассказывает Константин Бабкин. — А еще нужно поддерживать экспорт — это влияние, технологическая сила, дружба с другими странами. Один миллиард в год надо выделить на поддержку экспорта наших сельхозмашин».
Кроме того, сельхозмашиностроители считают, что необходимо увеличить утильсбор в пять раз — с 3-4% до 15%. Тогда это будет эффективно работать.
«Налогов (с и на зарплату) надо брать с наших людей, сотрудников не как с самых богатых канадцев или самых богатых китайцев», — прозвучало на форуме.
Отрасль сельхозмашиностроения ничем не хуже IT, которую снабдили большими льготами. И с собранных налогов следует поддерживать производителей отечественной сельхозтехники.
Прежде всего, в отрасли считают, что постановление 1432 должно финансироваться не на четверть или еще какую-то часть, а полностью. Скидка аграриям на приобретение сельхозтехники 15% — это 20 млрд руб. в год, и это не такая большая сумма для государства, уверены представители промышленности.
Еще один пункт — гранты на компоненты. «Государство говорит: “локализуйтесь, углубляйте локализацию”, а значит, производителям компонентов надо выделять похожую субсидию, миллиардов 10 в год тратить на это, — рассказывает Константин Бабкин. — А еще нужно поддерживать экспорт — это влияние, технологическая сила, дружба с другими странами. Один миллиард в год надо выделить на поддержку экспорта наших сельхозмашин».
Кроме того, сельхозмашиностроители считают, что необходимо увеличить утильсбор в пять раз — с 3-4% до 15%. Тогда это будет эффективно работать.
«Налогов (с и на зарплату) надо брать с наших людей, сотрудников не как с самых богатых канадцев или самых богатых китайцев», — прозвучало на форуме.
Отрасль сельхозмашиностроения ничем не хуже IT, которую снабдили большими льготами. И с собранных налогов следует поддерживать производителей отечественной сельхозтехники.
Модернизация АПК далека от завершения
Остальные участники Российского агротехнического форума во многом согласились с главным докладчиком.
Петр Чекмарев, академик РАН, заместитель президента РАН и заслуженный работник сельского хозяйства РФ отметил, что российская сельхозтехника за последние годы существенно выросла в качестве и ничем не уступает лучшим мировым моделям.
Петр Чекмарев, академик РАН, заместитель президента РАН и заслуженный работник сельского хозяйства РФ отметил, что российская сельхозтехника за последние годы существенно выросла в качестве и ничем не уступает лучшим мировым моделям.

Но в нашей стране, по словам Петра Александровича, по-прежнему наблюдается высокая степень износа техники в парке аграриев. На этом фоне сельскохозяйственный бизнес еще и сократил темпы модернизации. Так что проблема постепенно обостряется. Необходимо аграрному сектору и наращивать мощности по хранению и переработке сельхозпродукции. В хозяйствах должно быть значительно больше техники и оборудования, чем есть сегодня.
Дмитрий Любимов, гендиректор торгового дома «Алмаз» (Алтайские машиностроительные заводы), опираясь на данные «Росспецмаша», заметил, что с 2019 по 2021 год был существенный рост, а с 2021-го идет снижение на 10–15% и по производству, и по отгрузкам.
«Как мы видим, по заявкам от дилеров существенного улучшения не будет. Будет очередной спад. И такая же ситуация по экспорту», — уверен Дмитрий Владимирович.
Сегодня, по его словам, есть три важные меры поддержки машиностроителей: постановление Правительства РФ 1432, льготный лизинг с АО «Росагролизинг» и компенсация части расходов при экспорте Российским экспортным центром. Но каждая из мер, чтобы она была действительно эффективна, нуждается в дополнительных условиях.
В частности, требуется их долгосрочность и предсказуемость. Когда программы поддержки рассчитаны максимум на год, то у участников рынка нет возможности для долгосрочного планирования. Программы должны быть предусмотрены на три-четыре года.
Необходимо стабильное финансовое состояние фермеров. Спрос фермера зависит от таких факторов, на которые сам он повлиять иногда не может. И это нужно учитывать.
Еще один важный момент — финансирование по всей цепочке поставок по низким ставкам. Программы «Росагролизинга» работают, но их стоит расширить и на дилеров, и на заводы, и на потребителей. Дилерам и заводам сегодня необходимо покрывать большие издержки на оборотные средства. Если брать пример с зарубежных лизинговых программ, то они работают по всей цепочке: завод — дилер — клиент.
И наконец, разделение программ для производителей самоходной техники, а также производителей прицепного и навесного оборудования. У последних почти нет защиты от конкурентов из Турции и Китая — те предлагают хорошие цены и большое кредитное плечо.
Важными проблемами для отрасли, по мнению Дмитрия Любимова, остаются низкие закупочные цены на пшеницу и высокая ключевая ставка Центробанка России.
Антон Ситников, исполнительный директор ЗАО «Строймашсервис», акционера АО «Елецгидроагрегат», сообщил, что на предприятии фиксируют падение спроса на комплектующие.
Он заявил, что машиностроители напрямую зависят от платежеспособного спроса аграриев, который нужно стимулировать. Кроме того, необходимо создавать благоприятный климат для роста привлекательности рабочих профессий и общий инвестиционный климат для производителей. Нужна лидирующая роль государства в планировании развития промышленности на ближайшие 5–10 лет.
Дмитрий Любимов, гендиректор торгового дома «Алмаз» (Алтайские машиностроительные заводы), опираясь на данные «Росспецмаша», заметил, что с 2019 по 2021 год был существенный рост, а с 2021-го идет снижение на 10–15% и по производству, и по отгрузкам.
«Как мы видим, по заявкам от дилеров существенного улучшения не будет. Будет очередной спад. И такая же ситуация по экспорту», — уверен Дмитрий Владимирович.
Сегодня, по его словам, есть три важные меры поддержки машиностроителей: постановление Правительства РФ 1432, льготный лизинг с АО «Росагролизинг» и компенсация части расходов при экспорте Российским экспортным центром. Но каждая из мер, чтобы она была действительно эффективна, нуждается в дополнительных условиях.
В частности, требуется их долгосрочность и предсказуемость. Когда программы поддержки рассчитаны максимум на год, то у участников рынка нет возможности для долгосрочного планирования. Программы должны быть предусмотрены на три-четыре года.
Необходимо стабильное финансовое состояние фермеров. Спрос фермера зависит от таких факторов, на которые сам он повлиять иногда не может. И это нужно учитывать.
Еще один важный момент — финансирование по всей цепочке поставок по низким ставкам. Программы «Росагролизинга» работают, но их стоит расширить и на дилеров, и на заводы, и на потребителей. Дилерам и заводам сегодня необходимо покрывать большие издержки на оборотные средства. Если брать пример с зарубежных лизинговых программ, то они работают по всей цепочке: завод — дилер — клиент.
И наконец, разделение программ для производителей самоходной техники, а также производителей прицепного и навесного оборудования. У последних почти нет защиты от конкурентов из Турции и Китая — те предлагают хорошие цены и большое кредитное плечо.
Важными проблемами для отрасли, по мнению Дмитрия Любимова, остаются низкие закупочные цены на пшеницу и высокая ключевая ставка Центробанка России.
Антон Ситников, исполнительный директор ЗАО «Строймашсервис», акционера АО «Елецгидроагрегат», сообщил, что на предприятии фиксируют падение спроса на комплектующие.
Он заявил, что машиностроители напрямую зависят от платежеспособного спроса аграриев, который нужно стимулировать. Кроме того, необходимо создавать благоприятный климат для роста привлекательности рабочих профессий и общий инвестиционный климат для производителей. Нужна лидирующая роль государства в планировании развития промышленности на ближайшие 5–10 лет.

Алексей Швейцов, первый заместитель генерального директора компании Ростсельмаш — директор центра продаж, маркетинга и сервиса, заявил, что издержки аграриев и низкие цены на сельхозпродукцию привели к снижению спроса на сельхозтехнику на внутреннем рынке России. К тому же существенно выросли льготные кредитные ставки для аграрного бизнеса, что усугубляет ситуацию.
Павел Косов, президент Объединенной лизинговой ассоциации, в свою очередь, отметил позитивную динамику по росту объемов лизинга, в том числе и по отношению к традиционным кредитным продуктам.
По его информации, объем лизингового портфеля превышает 10 трлн руб. и каждый год растет. В структуре всего нового лизингового бизнеса в России сельхозтехника занимает 4% — это существенная цифра, больше, чем у авиастроения. Средний годовой прирост портфеля агролизинга составляет 28% за период с 2020 по 2024 год. В этом году он достиг 361 млрд руб. Росту способствуют программы господдержки. При этом почти 60% самоходной техники в этом году приобретены через программы «Росагролизинга».
«97% техники у нас приобретено именно российской и белорусской, оставшиеся 3% — это то, у чего нет аналогов в РФ», — заметил Косов.
Начальник управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Валентин Цупрун также отметил, что наряду с реализацией программ господдержки производителей техники необходимо развивать кооперацию между машиностроителями и производителями комплектующих в направлении унификации.
Павел Косов, президент Объединенной лизинговой ассоциации, в свою очередь, отметил позитивную динамику по росту объемов лизинга, в том числе и по отношению к традиционным кредитным продуктам.
По его информации, объем лизингового портфеля превышает 10 трлн руб. и каждый год растет. В структуре всего нового лизингового бизнеса в России сельхозтехника занимает 4% — это существенная цифра, больше, чем у авиастроения. Средний годовой прирост портфеля агролизинга составляет 28% за период с 2020 по 2024 год. В этом году он достиг 361 млрд руб. Росту способствуют программы господдержки. При этом почти 60% самоходной техники в этом году приобретены через программы «Росагролизинга».
«97% техники у нас приобретено именно российской и белорусской, оставшиеся 3% — это то, у чего нет аналогов в РФ», — заметил Косов.
Начальник управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Валентин Цупрун также отметил, что наряду с реализацией программ господдержки производителей техники необходимо развивать кооперацию между машиностроителями и производителями комплектующих в направлении унификации.
Валентина Коряковская